Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Минтруд хочет сделать Пенсионный фонд менее зависимым от Минфина, а Минфин опасается увеличения пенсионных расходов

Минтруд хочет сделать Пенсионный фонд менее зависимым от Минфина, а Минфин опасается увеличения пенсионных расходов

05.07.2013

Актуальные темы

В ходе обсуждения проекта новой пенсионной формулы, то есть новых правил расчета трудовых пенсий, у экономического и социального блоков правительства возник спор по поводу того, как выделять бюджетные средства на покрытие дефицита Пенсионного фонда (ПФР) — в виде единого трансферта, как сейчас, или в виде десятка разных целевых трансфертов, рассказали «Известиям» несколько источников, знакомых с ходом работы над формулой.

Минтруд предлагает перейти на систему целевых трансфертов, для каждого из которого будет подготовлена своя методика расчета. Эти предложения содержатся в пакете документов по формуле, которые были направлены в правительство в конце марта. Сейчас же Минфин ежегодно выделяет Пенсионному фонду единый трансферт, равный разнице между текущей потребностью на выплату пенсий и суммой собранных страховых взносов. В 2013 году ПФР оценивает дефицит средств, необходимых на выплату пенсий, в 942,8 млрд рублей — такую сумму ему будет должен предоставить Минфин.

По словам заместителя директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХ Юрия Горлина, если идея Минтруда будет поддержана, то наиболее крупными станут целевые трансферты на валоризацию, компенсацию выпадающих доходов в связи с действующим до 2016 года льготным тарифом в ПФР в 22%, компенсацию выплат накопительной части пенсии, выплату досрочных пенсий.

Предстоит большая работа по разработке методик расчета трансфертов, отмечает Горлин.

В пресс-службе Минтруда подтвердили, что данное предложение ведомства продолжает рассматриваться, «при этом постановлением правительства должна быть определена методика расчета этих трансфертов». В пресс-службе Минфина сказали, что вопрос перехода на целевые трансферты обсуждается в правительстве, окончательного решения по нему пока нет.


По оценке экспертов, разделяющих позицию Минтруда, цель перехода на целевые трансферты — сделать систему выделения средств Пенсионному фонду более объективной и прозрачной. В этом случае Минфин не будет выступать кредитором последней инстанции, он будет выделять финансирование под принятые государственные решения.

Проект новой пенсионной формулы уже представлен Минтруда общественности, законопроект по формуле по плану должен быть внесен правительством в Госдуму не ранее 1 августа и рассмотрен в осеннюю сессию.

Президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев в планах Минтруда увидел попытку не позволить Минфину уменьшать обязательства по трансфертам Пенсионному фонду в соответствии с реальным балансом его бюджета.

— Предлагаемая Минтруда система трансфертов приведет к тому, что даже в случае возникновения в бюджете ПФР внутреннего профицита Минфин все равно будет обязан выделять трансферт в полном объеме, не имея возможности уменьшить его на размер текущего профицита, — отмечает эксперт. — А такой профицит будет возникать, в частности, в результате индексации базовой части пенсии по инфляции, а не по размеру заработной платы. Новая формула в силу механизмов индексации настроена так, что большая часть поступлений в ПФР будет расти выше инфляции.

Это значит, продолжает Дмитриев, что Минфин должен отрывать деньги от образования и здравоохранения и других социальных расходов, а в ПФР будут образовываться неизрасходованные средства.

— Минфину придется регулярно «переплачивать» ПФР, в то время как в структуре федерального бюджета доля расходов на социальную сферу и без того снижается, — говорит глава ЦСР. — Сейчас ПФР просит у Минфина столько, сколько необходимо на текущие потребности, а вице-премьер Ольга Голодец хочет, чтобы трансферт был «с запасом».

По словам Михаила Дмитриева, логично использовать возникающий в ПФР профицит на выплату пенсий, уменьшая на соответствующую величину трансферт из федерального бюджета. Трансферт Минфина должен быть направлен прежде всего на возмещение недостатка средств ПФР, на покрытие текущих обязательств, обеспечение баланса, своевременное исполнение выплаты пенсий.

— Минфин опасается того, что если средства, перечисляемые Пенсионному фонду на покрытие дефицита, будут еще более раздробленными на отдельные направления, возникнет риск существенного увеличения расходов, — говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института имени Гайдара Владимир Назаров. — Если раздробить трансферты, то у Минтруда появится возможность предлагать увеличение расходов, например, на дополнительную индексацию пенсий.

Плюсы предложений Минтруда Назаров видит в том, что если будет нормальная статистика, то система станет более прозрачной. Будет понятно, за что платит бюджет, сколько стоит та или иная льгота, сколько идет на выплаты досрочникам и так далее.

— Но если расчеты будут неидеальными, то могут возникнуть проблемы с определением размера трансферта, — предупреждает он. — Сейчас аналогичные сложности возникают с субвенциями, которые федеральный бюджет выделяет регионам. В связи с этим постоянно ведутся дискуссии, а не надо ли их консолидировать.

По словам Назарова, Минфин склоняется к тому, что в консолидации есть плюсы в плане управления ликвидностью, что лучше выделять один трансферт, а не множество.

«Известия»



Теги: пенсионный фонд, минфин, минтруд, рост, расходы

Возврат к списку


Ваше имя:
Смайлики
С улыбкой  Шутливо  Широкая улыбка 
Здорово  Печально  Скептически 
Очень грустно  Со злостью  Удивленно 
Смущенно  Поцелуй  Вопрос 
Восклицание  Идея 
Загрузить изображение:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке:

*Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl + Enter.